ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь

    Коррекционно-развивающее пространство включает в себя кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, две группы компенсирующей направленности «Речецветик», «Абвгдейка».
    Коррекционная работа в ДОУ направлена на оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.
    Психолого-педагогическая и социальная помощь включает в себя:
     Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их речевом и психическом развитии.
     Коррекция недостатков в физическом или психическом развитии детей с нарушениями речи и оказание помощи этим детям в освоении основной образовательной программы ДО. Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся
     Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей их психо-физического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
     Осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка
     Возможность освоения детьми с особыми образовательными потребностями ООП и их социализация.
    Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
    Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
     организация и проведение психолого-педагогической диагностики, педагогической диагностики, которая включает в себя оценку актуального развития ребенка и определение социально-личностного портрета воспитанника
     обсуждение полученных результатов на ППк со всеми специалистами ДОУ
     составление индивидуальной образовательной программы
     обсуждение с родителями индивидуальной образовательной программы, рекомендации родителям
     наблюдение и анализ динамики развития ребенка
     повышение психолого-педагогической компетентности педагогов
     психолого-педагогическое сопровождение родителей.
    Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:
    1. работа по актуальному запросу
    2. профилактическая работа, перспективная ориентация на предполагаемую проблему.
    Основой календарного планирования коррекционно-развивающей работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, позволяющее организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей. В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.
    Формы организации коррекционно-развивающей работы:
     Индивидуальная
     Подгрупповая
     Групповая
     Взаимодействие родителя с ребенком дома при консультативной поддержке специалистов.
    Деятельность психолога
    Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
    В соответствии с поставленной целью выполняются следующие задачи:
    1. Реализация в работе с детьми возможности развития каждого воспитанника;
    2. Развитие индивидуальных особенностей воспитанников.
    3. Создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду;
    4. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям (законным представителям), педагогам.
    Направления деятельности психолога:
    1. Психологическое просвещение
    2. Психологическая профилактика
    3. Психологическая диагностика
    4. Развивающая и психокоррекционная работа
    5. Психологическое консультирование
    Педагог-психолог взаимодействует с педагогами по определению факторов, препятствующих развитию детей и выбору направлений коррекционно-развивающей работы.
    Осуществляет преемственную связь с родителями в решении проблем по развитию детей.
    Работа с родителями направлена:
    • На знакомство с закономерностями развития ребёнка.
    • На повышение психологической компетенции в вопросах обучения и воспитания детей.
    • На анализ условий жизнедеятельности ребёнка в семье для развития его произвольной саморегуляции.
    • На формирование мотивационной основы взаимодействия с ребёнком.
    С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем ДОУ выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности посредством:
    - создания команды сотрудничества, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, руководитель изостудии;
    - повышения профессионального уровня всех специалистов;
    -организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.


Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

    Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

    Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

    В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

    Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

    И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

    К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

    Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

    Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

    Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

    Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.


    Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.


    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

    Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

    К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.



    Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

    Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

    - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

    - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

    - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

    - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

    - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

    В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

    - Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

    - Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

    - Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.


    Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

    Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

    Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

    Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

    Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

    Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

    В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

    Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

    В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

    ● Наглядные (живые образы), к которым относятся:

    − экскурсии

    − наблюдения

    − дидактические пособия

    − рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

    − просмотр видеозаписей

    ● Словесные, которые включают:

    − художественное слово

    − рассказ воспитателя

    − беседы

    − малые фольклорные формы

    − проблемные ситуации

    − высказывания и сообщения

    ● Практические – это:

    − трудовые поручения

    − обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

    − игровые обучающие ситуации

    − сюжетно-ролевые игры

    ● Игровые, к которым относятся:

    − дидактические игры

    − игровые упражнения

    − игры с правилами

    − словесные игры

    − игры-воображения

    − игры-шутки

    − сюжетно-ролевые игры

    − сюрпризные моменты


    Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

    − показ

    − объяснение

    − обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

    − обсуждение труда и его результатов

    − оценка

    В старшем дошкольном возрасте особое значение для пол й, формирует у них отношение к профессии.ноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

    Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен ставить для себя следующие задачи:

    1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);

    2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);

    3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
    деятельности свои впечатления;

    4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

    5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;

    6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

    В своей работе по данной проблеме я использую разнообразные формы и методы:


    Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин- продавец,библиотека).

    Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (арктика и антарктика (ледниковый патруль), космодром).

    Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

    Доктор, библиотекарь, пожарник, регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.

    Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.

    Дидактические игры, наглядные пособия.

    Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

    Продуктивная деятельность (рисование)

    ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.

    Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.

    Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.




    Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например:«Научим мыть чашку», «Веселые поварята» и т. д.

    Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов, Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника.

    Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

    Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

    Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!