Тема: «Организация работы по познавательно – речевому развитию детей через использование различных форм работы».
Сроки контроля: с 21.10.19г.- 25.10.19г.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты.
Анализ календарных планов воспитательно- образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показал, что планирование работы по развитию речи ведется постоянно.
Воспитатели планируют следующие формы работы: непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, заучивание потешек, стихотворений, чтение художественной литературы. Все формы работы по развитию речи детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности как ее часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Однако, в планах недостаточно отражается индивидуальная работа по развитию речи, не указываются фамилии, имена детей. Мало планируются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Анализ картотеки по речевому развитию показал, что в группах есть дидактические игры, словесные игры, развивающие творческие игры, игры на развитие лексики, связной речи, грамм. строя, мнемосхемы. Группам № 7,8 рекомендуется пополнить картотеку по развитию речи детей.
В группах имеются в наличии учебно- методические комплекты для развития речи детей: карточки с описаниями и заданиями, серия картинок" Умные карточки", демонстрационный материал; беседы по картинкам " Моя семья", " Я расту", " Я и другие". ( гр № 2,3,4,5,6).
Наглядно - дидактические пособия по развитию речи , учебно- методические комплекты соответствуют возрасту детей, программным задачам, эстетически оформлены..
В ходе тематической проверки была обследована предметно - развивающая среда по познавательно-речевому развитию во всех возрастных в рамках смотра-конкурса по теме «Создание условий для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». По итогу конкурса были определены следующие места:
1 место - 2 младшая группа №2 «Ладушки» и вторая младшая группа №5 «Сказка».
2 место - старшая группа компенсирующей направленности №3 «Речецветик».
3 место – средняя группа №6 «Солнечные лучики».
К тематической проверке проведены открытые просмотры итоговых мероприятий по годовой задаче: «В тридесятом царстве» - учитель-логопед Крайчак А.Е., «Путешествие в город бытовой техники»- воспитатель Коренева Д.В., «Путешествие по математическим тропинкам»- воспитатель Ушаклва Е.А., азвитие познавательных процессов в детском саду: «Мы очень внимательные»-педагог-психолог Ермолаева Ж.Г.
Цель просмотров занятий заключалась в изучении уровня познавательно - речевого развития детей, выявлению методов и приемов работы педагога с детьми, эффективности деятельности воспитателя в процессе проведения НОД.
В сферу контроля были включены:
• Знание программного материала и хода НОД
• Владение методами и приёмами
• Подготовленность наглядного материала
• Эстетика оформления наглядных пособий
• Подготовленность раздаточного материала
• Целесообразность размещения материала в учебной зоне
• Подготовленность рабочих мест/места проведения НОД
• Соблюдение гигиенических требований к групповому помещению в целом и к рабочей зоне.
С октября-ноябрь педагогами Ибрагимовой Е.В. и Аметовой Н.С. была проведена проектная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников по теме: «Мир вокруг нас» (Ибрагимова Е.В., Аметова Н.С.)
Целью проекта является: создание единого познавательно - речевого образовательного пространства для развития у детей дошкольного возраста, развития коммуникативных навыков.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
· разработать систему образовательной работы по познавательно-речевому развитию и формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков;
· отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по познавательно-речевому развитию и формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков;
· повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс познавательно-речевого развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
В рамках подготовки к педагогическому совету были проведены семинары – практикумы по следующим темам:
- «Познавательно-речевое развитие детей посредством декоративных камушек Марблс»-воспитатель Ибрагимова Е.В.
- «Развитие познавательной сферы дошкольников» - педагог-психолог Ермолаева Ж.Г.
В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что не во всех группах имеются консультации для родителей по развитию речи детей. ( Консультации по развитию речи, практические семинары с родителями).
По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы: проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для речевой деятельности детей. Однако, необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использования в практике работы воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Воспитателям всех возрастных групп следует уделить внимание на оформление книжных уголков; сменяемость, соответствие интересам детей, тематика книжных уголков ( творчество автора и т.д.). Пополнить пособиями, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых работ с детьми, используя инновационный подход. Использовать в работе с детьми театрализованную деятельность.
Рекомендации:
1. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу ( с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи во всех возрастных группах.
2. Проводить тематические выставки художественной литературы.
3. Воспитателям всех возрастных групп использовать в своей работе театрализованные формы работы с детьми.
4. Всем группам до 25.12.2019г. пополнить речевой уголок дидактическими играми по познавательному-речевому развитию детей, предметными картинками ( на классификацию), сюжетными картинками разного размера, картотекой словесных игр.